Урок экологии

Урок  в 7 классе: «Бытовые отходы и их влияние на здоровье»

                                  

Задачи:

—  изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;

развивать логическое мышление, умение анализировать, излагать свои мысли, актуализировать свои знания;

-воспитывать ответственное отношение к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Методы: лекция, слайд-презентация, решение ситуационных задач, работа в группах.

Ход урока.

  1.  Организационный момент:

Вступление:  

Мы все знаем сказку-притчу «Маленький принц», но лишь немногие из нас способны узнать в героях этой сказки, населяющих крошечные планеты-миры, самих себя. Призыв великого гражданина Вселенной Антуана де Сент-Экзюпери «встать, умыться и привести в порядок свою планету» до сих пор звучит актуально. Пока существует жизнь на Земле, человечество производит отходы. Столько же времени стоит задача: решение проблемы отходов эффективным и наиболее экологичным способом. От решения данной проблемы зависит благополучие и существование человечества. Сегодня мы обсудим эту проблему.

Тема урока:  БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ, их влияние на здоровье человека.

Сегодня на уроке мы поговорим о бытовых отходах, их вторичном использовании и  влиянии  их на окружающую среду и здоровье человека.

Запись темы урока.

III. Изучение нового материала.

У вас на столах лежат небольшие анкеты, состоящие из 3-х граф:

1.-вопросы

2.- начало урока

3.- конец урока

В графе НАЧАЛО УРОКА пишите ответ (ставите галочку)

Что у вас ассоциируется с бытовыми отходами? (Что относится к бытовым отходам?)

Твердые бытовые отходы ─ Основная масса ТБО состоит из макулатуры, стеклянного боя, не пригодных к дальнейшему употреблению вещей домашнего обихода, пищевых отходов,  изношенной одежды, разбитой посуды, сломанной бытовой техники.

Дайте определение, что такое отходы?

Отходы — вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

(Запишите определение в тетрадь)

Причины накопления отходов.

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус — высочайшую горную вершину Европы.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» — американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО.

Откуда берутся отходы? Каковы причины причины накопления отходов.

  1. Увеличение численности населения вызывает производство все большего и большего количества товаров потребления, а значит и отходов.
  2. При производстве товаров большая часть сырья идет на отходы. По некоторым подсчетам, на одного жителя Земли в год тратится в среднем 20 тонн сырья, 97% которого позже превращается в отходы.
  3. «Потребительский подход к жизни», когда человек берет у природы все больше и больше для того, чтобы жить все более комфортно, ни в чем себе не отказывая. Все, что мешает, выбрасывается.
  4. Создание синтетических материалов (пластмасс, синтетических волокон и др.), которые не существуют в природе. Из них производится огромное количество различных товаров, в том числе — предметов разового пользования. В результате огромные количества использованных синтетических материалов попадают на свалки. В отличие от природных веществ, эти материалы разлагаются очень медленно. Дело в том, что для современных микроорганизмов «синтетическая пища» непривычна, они не справляются с разложением синтетики.

 

Назовите не менее 5 видов отходов, образующихся при ведении домашнего хозяйства.

Какие пути уничтожения этих отходов вы знаете?

Ответ запишите в таблицу.

 Виды утилизации отходов

Сжигание отходов.

Проблемы:

  1. нужны большие территории;
  2. мусор плохо горит;
  3. в атмосферу выбрасывается огромное количество сажи и вредных органических соединений.

На территории России действует 7 мусоросжигательных заводов, которые перерабатывают около 3 твёрдых бытовых отходов, а 9 % вывозится из городов на более чем 1000 полигонов для бытовых отходов.

Переработка отходов.

Это самый экологический вариант обращения с отходами, при котором не увеличивается их объём. Для переработки отходов строят  мусороперерабатывающие заводы.

Вторичное использование отходов.

Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь.
Но здесь существует ряд проблем:

  • Первая проблема: мусор необходимо рассортировать.
  • Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.
  • Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.

Организация свалок.

Организация свалок — самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора

  • Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде.
  •         В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы.
  •         На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.
  •         На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний.

Сколько на свалках гниет мусор?

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус — высочайшую горную вершину Европы.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» — американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО.

Для того чтобы в природной среде разложились некоторые предметы необходимо много времени. Например, бумага – до 2 лет, стекло-1000 лет, пластик не менее 100 лет.

Вспомните  об  этом,  прежде  чем  бросить  в  лесу  старый полиэтиленовый пакет или бутылку!

Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка.

Металлолом – на переплавку! Макулатуру – на картон! Пищевые отходы – на удобрение!

Стеклянные сосуды – на повторное использование!

Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.

ФИЗМИНУТКА   Игровой момент «Каждому виду мусора – свой контейнер».

(чья группа быстрее заполнит контейнеры)

Перед детьми карточки с надписями видов отходов (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, алюминиевая банка, обои, пакет из под сока, фольга, коробочка от йогуртов,  апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура).

Три контейнера: желтый, зеленый, черный.

Задание детям – разложить  их в разные контейнеры.

Объяснить причину выбора и дальнейшие пути утилизации отходов.

(Будут сортировать выбрасываемый мусор по разным контейнерам: желтым, зеленым и черным. В первый пойдет бумага, во вторые пластик и алюминиевые банки, в третьи – пищевые отходы).

Мусор-угроза для человечества.

Результаты анкетирования

— Сколько бытового мусора Вы выбрасываете каждый день?

— Что вы выбрасываете в мусор?

— Как Вы относитесь к свалкам бытового мусора?

— Как влияют отходы на жизнь и здоровье человека?

По данным исследования получено, что большее количество  составляют: пластиковые бутылки и бумага. Большинство из участвующих в анкетировании ответили, что отходы влияют на здоровье людей.

 Опасные отходы. В любом доме хранится множество вещей, которые не представляют для нас никакого вреда лишь до тех пор, пока не сломаются. Как только мы их выкидываем в мусор, они тут же превращаются в опасные отходы. Эти отходы содержат вредные вещества, в том числе содержащие возбудителей инфекционных болезней, токсичные, взрывоопасные и пожароопасные, с высокой реакционной способностью, например, вызывающие коррозию, радиоактивные.  К опасным отходам относятся градусники, старые батарейки и аккумуляторы, сломанные электроприборы, мониторы компьютеров, бытовая химия, медицинские препараты, краска и энергосберегающие лампы. Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями их хранения, или размещения в окружающей среде. Особо опасные для окружающей среды и здоровья людей отходы, которые по разным причинам нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором, называются спецотходами.

Задумывались ли Вы о том, насколько это опасно? В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ?

(сообщения)

Что можно произвести из отходов.

Практически весь мусор может найти вторую жизнь – достаточно лишь немного подумать, где можно использовать мусор вторично?

Я вам предлагаю составить кластеры. В центре — название темы (Бытовые отходы), от неё в стороны – то, что мы относим к отходам (пластик, бумага, стекло, металл, пищевые отходы). От каждого из них в стороны — вторичное использование отходов в быту и на производстве (по два варианта ответов).

Вам нужно указать, на что могут быть вторично переработаны или использованы данные бытовые отходы. (3-5 минут)

Обсуждение или Аукцион идей.

(заслушивание предложений обучающихся, анализ и обобщение ответов обучающихся)

-Что можно произвести из  пластика? (украшения, сумку, лампу, цветы)

-Что можно произвести из использованной бумаги?  (сделать бумагу, тетради, цветную бумагу для детского творчества);

— Что можно произвести из стекла? (новое, хорошее стекло, стекловату);

-Что можно произвести из  старого металлолома?  (автомобили, станки, поделки и другое);

-Что можно произвести из пищевых отходов?  (компост, комбикорм для животных, биотопливо);

Вторая жизнь ненужных вещей.

Не забывайте, что загрязняют природу не только предприятия, фермы, но возможно, и вы сами.

Предлагаю ответить на вопросы:

-Куда в вашей семье выбрасывают мусор?
-Много ли таких свалок в нашем селе?
-Что вы о них думаете?

Итак, проблема мусора  существует и нашем селе, хотя мы с вами и занимаемся в школе природоохранной деятельностью, мусора на улицах села не становится меньше.

Работа в группах. Составить план действий по борьбе с бытовыми отходами.

Предложите пути решения проблемы 1 группа: Что может сделать один (каждый) для того, чтобы сократить количество бытовых отходов?

-Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно …. (использовать много раз или сдать в магазин). -Одежду, которую ты уже не носишь … (можно отдать нуждающимся/в детский дом).  -Не выбрасывай старые игрушки и книги …. (они могут кому-то понадобиться). -Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры….(и сдай туда ненужную бумагу). -Старайся не пользоваться пенопластом … (так как он практически не разлагается в природе). -Принимай активное участие в субботниках по благоустройству села.

Предложите пути решения проблемы 2 группа: Что могут сделать жители нашего села для того, чтобы сократить количество бытовых отходов?

  1. Возобновить работу пунктов по приему макулатуры и стеклотары.
  2. Создать пункты приема пластмассовых отходов для их дальнейшей переработки.
  3. Организовать пункты приема металлолома.
  4. Принимай активное участие в субботниках по благоустройству села.
  5. Установить в селе урны и контейнеры для мусора.

Обсудить предложенные дела по борьбе с мусором.

         Теперь во второй графе анкеты — «Узнал» (конец урока) отметьте те ответы, которые вы считаете правильными..

Сравним знания  на начало урока и  конец урока с помощью правильных ответов.

Итог урока. Оценки

Рефлексия

Украсить ветку дерева. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).

Зелёный — я активен и уверен на уроке, жёлтый — я чувствовал себя неуверенно, работал мало; красный — у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома…

Домашнее задание:    Написать сочинение или составить компьютерную презентацию на тему: «Мои предложения по переработке (или утилизации, вторичному использованию) бытовых отходов»

учитель биологии Домарева И.В.